ЭкоШкола

Материал проекта

I. Общая информация

1.   Наименование проектной инициативы: «Экошкола»

2.   Информация об учреждении:

2.1.       Название учреждения по Уставу: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Искра» городского округа Самара (МБОУ ДОД ЦДОД «Искра» г.о. Самара)

2.2.       Почтовый адрес: г. Самара, ул. Ново-Вокзальная, 203-А,

2.3.       Телефон 953-38-28, факс 953-30-70, e-mail: cdod.samara@mail.ru

2.4.       Фамилия, имя, отчество руководителя: ПЛОТНИКОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА  

3.   Информация о руководителе проектной площадки

3.1.        Фамилия, имя и отчество руководителя: ЯСЮК Валентин Петрович

3.2.        Должность руководителя: заведующий кафедрой инновационных технологий и учебно-исследовательской деятельности МБОУ ДОД ЦДОД «Искра» г.о. Самара, кандидат биологических наук, профессор

3.3.         Адрес для переписки с руководителем: г. Самара, ул. Ново-Вокзальная, 203-А

3.4.         Контактные телефоны, факс и электронная почта: 953-38-28, 953-30-70 (факс),

e-mail: cdod.samara@mail.ru

4.  Команда проектной площадки:

ПЛОТНИКОВА Анна Михайловна, заместитель директора МБОУ ДОД ЦДОД «Искра» г.о. Самара

БЫКОВА Наталья Михайловна, заведующий организационно-массовым отделом МБОУ ДОД ЦДОД «Искра» г.о. Самара

БАШМАКОВ Александр Вячеславович, методист МБОУ ДОД ЦДОД «Искра» г.о. Самара

 

II. Аннотация проектной инициативы

 

В настоящем Проекте даётся обоснование создания на базе Центра проектной площадки, в рамках которой на основе здоровьесберегающих, образовательных, учебно-исследовательских технологий будет проводиться работа с педагогами, их учениками и воспитанниками, направленная на экологическое воспитание детей и подростков.

 

III. Содержание проектной инициативы

 

3.1. Определение проблемы:

Настоящим вызовом нашего времени является низкий уровень экологической культуры населения, выражающийся не только в безразлично-инертном отношении к  окружающей природной среде, но и в непонимании прямой взаимосвязи состояния среды обитания и здоровья населения. Первыми шагами в дорожной карте, ведущей к экологическому воспитанию населения, являются разнообразные проектные инициативы, направленные на формирование экологической культуры школьников. Педагогический потенциал учреждений дополнительного образования детей даёт возможность для развития экологического воспитания учащихся с использованием специфики этих учреждений при проведении необходимых усовершенствований, направленных на развитие демократических и гуманистических принципов образования. Реализация общей цели экологического воспитания учащихся предполагает формирование потребности общения с природой и исследовательского интереса; чувственно-эмоциональной сферы личности воспитанника; сознания необходимости сохранения природы, своего и общественного здоровья; мотивов и установок деятельности, направленных на активность; творческого отношения к изучению, охране природы и пропаганде экологических знаний. В процессе соответствующих педагогических действий и на основе отобранных по содержанию форм, у учащихся складываются психологические установки, перерастающие в стойкие убеждения, которые являются основой формирования экологическо-целостного мировоззрения и потребности участия в природоохранной работе.

3.2. Общая цель и задачи проектной деятельности:

Цель проекта – разработка комплекса направлений деятельности Центра, связанных с экологическим воспитанием детей и подростков.

 

 

Задачи:

·      Организация в помещении Центра мини зимнего сада.

-          Собрать в специально отведённом помещении набор комнатных растений, распределённых в фитокомплексы по географическому принципу.

-          Подготовить описание систематической принадлежности и биотопические характеристики растений.

-          Подготовить методические рекомендации по мини зимнему саду для использования его в образовательном и воспитательном процессе.

-          Сформировать и запустить комплекс оборудования мини зимнего сада, необходимый для обеспечения поддержания здоровьесберегающей экологической среды, окружающей посетителей.

-          Создать краткое описание здоровьесберегающих технологий, используемых на территории мини зимнего сада.

·      Проведение семинара по теме «Экошкола во внеурочной деятельности 5-6 классов средней школы».

·      Проведение семинара по технологии учебно-исследовательской деятельности экологической направленности.

·      Проведение экологических практикумов для участников проекта.

-          Зимний экологический практикум.

-          Весенний экологический практикум.

-          Летний экологический практикум.

Календарный план реализации проектной инициативы (поэтапный)

№№
п/п
Наименование этапов,
мероприятий
Сроки начала и окончания (мес. год) Ожидаемые итоги
1. ПРЕДПРОЕКТНЫЙ
Подготовка ресурсной базы, необходимой в процессе реализации проекта.
Налаживание сотрудничества с партнёрами.
Проведение психолого-педагогических исследований.
Разработка учебно-методического комплекса.
Разработка структуры проекта.
январь-февраль
2015 г.
Будет организован мини зимний сад, позволяющий проводить в нём мероприятия образовательной и воспитательной экологической направленности, особой чертой которого будет поддержание на его территории здоровьесберегающей экологической среды, окружающей посетителей.
2.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
(практический этап)
МОДУЛЬ для организаторов проек-та
•    Информирование о ходе реализации проекта
•    Разработка страницы «Проект» на сайте ЦДОД
•    Подготовка методических
  материалов по обобщению опыта реализации проекта.
МОДУЛЬ  для педагогов «Педагогический конструктор»
•    Семинар по теме «Экошкола во внеурочной деятельности 5-6 классов средней школы»
•    Семинар по теме «Технология учебно-исследовательской деятельности учащихся».
МОДУЛЬ для детей «Живём вместе»
•    Здоровьесберегающие сеансы релаксации на территории мини зимнего сада
•    Экологическая экскурсия по мини саду.
МОДУЛЬ для  участников проекта «Экологический практикум»
•    Зимний практикум по теме «Эдификационное  и индикационное значение городских парков (на примере парка им. Ю. Гагарина)»
•    Весенний практикум по теме «Роль водных биотопов в урбоценозе (на примере парка Воронежские озёра)»
•    Летний практикум по теме «Влияние открытия Кировского моста на экологическое состояние Рубёжинской поймы реки Самары».
март-июнь,
 сентябрь-октябрь
2015 г.





25 сентября 2015 г.

30 октября 2015 г.




26 марта 2015 г.

26 мая 2015 г.

25 июня 2015 г
В рамках обобщения итогов сформирован пакет документов, сопровождающий поэтапную реализацию проекта, позволяющий транслировать необходимую информацию в разнообразных формах (семинары, практикумы, экскурсии и т.д.).
3. ПОСЛЕПРОЕКТНЫЙ
Психолого-педагогические исследования.
Обобщение опыта реализации проекта.
Пункт обмена мнениями для организаторов и участников на Web-странице сайта ЦДОД.
ноябрь–декабрь
2015 г.
Проведены итоговые психо- лого-педагогические исследования участников проекта.
В рамках обобщения итогов сформирован пакет документов, сопровождающий поэтапную реализацию проекта, позволяющий транслировать необходимую информацию в разнообразных формах (семинары, практикумы, экскурсии и т.д.).

 

3.3. Предполагаемые партнёры:

ЕГФ ПГСГА, Зоологический музей им. Д.Н. Флорова.

3.4. Масштаб и география реализации:

Реализация проекта будет осуществляться в МБОУ ДОД ЦДОД «Искра» г.о. Самара. Участниками проекта станут воспитанники учреждений дополнительного образования, школьники и педагоги.

3.5. Методические продукты для трансляции по итогам реализации проектной инициативы:

В рамках обобщения итогов сформирован пакет документов, сопровождающий поэтапную реализацию проекта, позволяющий транслировать необходимую информацию в разнообразных формах (семинары, практикумы, экскурсии т.д.).

Для использования во внеурочной деятельности для 5-6 классов средней школы будет разработан вариант дополнительной образовательной программы «Экошкола».

3.6. Предполагаемый Интернет-ресурс:

В ходе реализации проекта будет разработана Web-страница для размещения на сайте ЦДОД «Искра» (WWW.cdodp.narod.ru).

В процессе разработки и реализации проекта планируется использование компьютерных информационных технологий (программы MS Word, Microsoft PowerPoint, Smart, Skype).


IV. Результаты проектной инициативы и их оценка

 

Проектная инициатива направлена на проведения здоровьесберегающих и образовательных мероприятий, обеспечивающих формирование экологической культуры детей и подростков.

Оригинальность придает модульный подход и тот последовательный набор образовательных и здоровьесберегающих мероприятий, который предлагается в проекте.

Опыт реализации проекта будет распространен в виде методических рекомендаций.

Материалы проекта будут опубликованы на сайте ЦДОД «Искра», на сайтах педагогических сообществ.

После завершения настоящей проектной инициативы проект мини зимнего сада станет основой для совершенствования деятельности экологической направленности воспитанников Центра и одной из базовых консультативных площадок для работы по экологическому просвещению и воспитанию образовательных детских учреждений города.

Для использования во внеурочной деятельности 5-6 классов средней школы учителям города Самары будет предложен вариант дополнительной образовательной программы «Экошкола».

Настоящий проект способен повысить конкурентоспособность ЦДОД «Искра» на рынке образовательных услуг.