Конференция в новом формате

Материал проекта

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Давайте вместе создавать наше будущее,
строить сильную, интеллектуальную державу!»



СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

I.    Участники проекта…………………………………………………………4
II.    Проектное положение……………………………………………………..5
III.    Реализация проекта………………………………………………………..9
IV.    Предполагаемые результаты………………………………………………11
V.    Информационно-рекламная поддержка………………………………….12
VI.    Список информационных источников…………………………………..13
VII.   Приложение………………………………………………………………...14



I.                                         УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

 

                   1.1. Учреждение-организатор проекта

 

Центр дополнительного образования детей «Искра» (далее - ЦДОД) г.о. Самара, ул. Ново-Вокзальная, 203-А, тел. 953-38-28, факс 953-30-70, e-mail: cdod.samara@mail.ru.    www.cdodp.narod.ru

 

                   1.2. Авторы проекта

 

ЛУКИНА Элла Михайловна, заведующий методическим отделом

КИМ Белла Дмитриевна, заведующий отделом технического творчества, методист

ЯСЮК Валентин Петрович, кандидат биологических наук, доцент, методист

 

                   1.3. Руководитель проекта

 

ПЛОТНИКОВА Татьяна Юрьевна, директор высшей квалификационной категории

 

                   1.4. Участники и география проекта (рис. 1 в Приложении)

 

- Учащиеся 5-11 классов, воспитанники образовательных учреждений города и области

- Педагогический коллектив Центра

- Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования образовательных учреждений города и области

 

                   1.5. Партнёры проекта:

 

- ООО «Синтегра» (Рис.2), [1]

- Самарский медицинский институт «Реавиз»

- СФ МГПУ

 

II.     ПРОЕКТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 

                   2.1. Актуальность и новизна проекта

                    

Методологической основой предлагаемого инновационного проекта служит ФГОС 2-го поколения, одним из направлений которого является необходимость создания в детских коллективах условий для формирования предметно-развивающей среды, связанной с окружающими социально-бытовыми, общественными, материальными и духовными условиями жизни ребёнка. Исследовательская деятельность является одним из средств формирования интеллектуальных и практических умений воспитанников Центра, помогает приобретать опыт решения комплексных проблем, обеспечивает непрерывность образования, дает возможность осознать свою значимость, учит общению и помогает найти единомышленников. Научно-творческая конференция (далее - НТК) дает возможность практического выхода и реализации научно-творческих способностей детей. На протяжении восьми лет ЦДОД является организатором районной НТК учащихся образовательных учреждений (далее – ОУ) «Наука. Творчество. Интеллект». С каждым годом повышается качество представленных на НТК творческих работ и растет количество участников. Об этом опыте авторы проекта поделились с коллегами в педагогическом Интернет-сообществе pedsovetюorg [2], (рис. 3)   представили материалы на Международной Интернет-конференции «Образование: вчера, сегодня, завтра» [3], (рис.4).

В целях модернизации образовательного процесса в ЦДОД возникла необходимость организации и проведения конференции с использованием современных информационных технологий, так называемой Интернет-конференции (далее - ИК),  как одной из форм дистанционного обучения. В основу настоящего проекта «Конференция в новом формате» положена идея организации единого открытого информационного пространства для размещения учебно-исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений и воспитанников учреждений дополнительного образования детей.

Интернет-конференция – форма коммуникации, реализованная на основе Интернет-технологий. Является электронным аналогом традиционных конференций, рассматривающих актуальные вопросы учебно-исследовательской деятельности. Отличие заключается в месте проведения, а также способах организации мероприятия. Местом проведения ИК является Интернет-портал организатора конференции – ЦДОД «Искра» (рис. 5).

ИК  по сравнению с традиционной конференцией имеет ряд преимуществ и снимает ряд ограничений:

-                        удаленность проживания участника не имеет значения;

-                        участникам предоставляется возможность ознакомления с работами других секций;

-                        возможность копирования интересного материала для детального изучения;

-                        свободный доступ ко всем представленным материалам как участникам, так и посетителям портала;

-                        экономия времени, ресурсов и средств как организаторов, так и участников ИК;

-                        возможность  экспертам дистанционно в любое удобное время отсмотреть работы.

В процессе разработки и реализации проекта планируется использование компьютерных информационных технологий (программы MS Word, Microsoft PowerPoint, Smart, Skype).

             

                   2.2. Цель проекта

 

Организация единого открытого информационного пространства для размещения исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений и воспитанников учреждений дополнительного образования детей с применением современных Интернет-технологий (посредством представления материала в интересной, визуализированной и максимально понятной для учащихся форме).

 

                   2.3. Задачи проекта

 

ü развитие у детей и подростков познавательного интереса, потребности в интеллектуальной активности и овладении навыками исследовательской работы;

ü смотр достижений учащихся в учебно-исследовательской деятельности;

ü возможность ознакомления с лучшими исследовательскими работами по другим направлениям ИК;

ü повышение роли образовательных учреждений в организации и ведении учебно-исследовательской деятельности учащихся;

ü обмен педагогическим опытом в области исследовательской деятельности учащихся.

 

2.4. Предмет исследования

 

Возможности ИК как универсальной формы коммуникации.

 

 

                   2.5. Гипотеза исследования

 

ИК значительно расширяет информационное пространство для реализации творческих способностей детей и снимает ряд ограничений (не играет роли удалённость участника; появляется возможность знакомства с содержанием исследовательских работ разных секций; экономится время, ресурсы и средства; своеобразное формирование безбарьерной среды, позволяющее принимать участие в обнародовании результатов своих исследований детям, в том числе, и с ограниченными возможностями здоровья), характерных для традиционных форм конкурсных мероприятий.

 

                   2.6. Организационно-целевые группы проекта

 

п/п

Ресурсы

Содержание

 

1.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ

-  разработать организационно-функциональную структуру проекта;

-  создать орган управления проектом;

-  разработать нормативную документацию проекта.

2.

ИНФОРМАЦИОННО-РЕКЛАМНЫЕ

-  сформировать систему информирования о реализации проекта Центром.

 

3.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ

-  разработать учебно-методический и социолого-психологический комплекты сопровождения проекта (по модулям для каждой категории участников проекта);

-  разработать курс обучения педагогов-руководителей детских учебно-исследовательских работ.

4.

КАДРОВЫЕ

-  привлечь к реализации проекта:

o   учёных-специалистов в разных отраслях науки;

o   специалистов в области Интернет-технологий.

 

 

5.

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ

-  обеспечить проект необходимым для его реализации комплектом оборудования и оргструктурой (в том числе, фандрайзинг) ;

-  изыскать необходимые финансовые средства для публикации методических материалов по итогам проведения курса обучения педагогов-руководителей детских учебно-исследовательских работ для расширения методической базы Центра.

 

                   2.7. Стратегия и ведущие идеи проекта

 

Использование интерактивной среды способно эффективно мотивировать детей к занятию учебно-исследовательской деятельностью. Проект направлен:

- на создание условий для творческого развития личности ребёнка;

- на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- на расширение использования Интернет-ресурсов и информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности детей;

- на расширение географии участников ИК Центра с целью привлечения детей, занимающихся или интересующихся учебно-исследовательской деятельностью.

 

III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

 

Этапы и сроки

Основные направления и содержание деятельности

ПРЕДПРОЕКТНЫЙ

октябрь 2013

Подготовка ресурсной базы, необходимой в процессе реализации проекта.

Налаживание сотрудничества с партнёрами

Разработка учебно-методических комплектов.

Разработка структуры проекта.

Фандрайзинг  (установка партнерами проекта медиа-аппаратуры и интерактивной доски /далее – ИД/ в аудиториях ЦДОД, обучение организаторов ИК использованию ИД) [4].

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА (практический этап)

 

ноябрь 2013 –

апрель 2014

 

I.    МОДУЛЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ  «НАВИГАТОР  УСПЕХА»

Организация и проведение Web-коучинга

Тематика. Выбор объекта и предмета исследования. Формулирование темы исследования. Последовательность работы по классификации и анализу эмпирического материала. Описание методов исследования и виды обзора информационных источников, иллюстрирование исследований и частные выводы по результатам анализа. Работа над вступительной частью исследований, формулирование цели и задач исследования. Подведение итогов исследования (выводы или заключение). Оформление рукописи. Особенности подготовки тезисов по материалам работы. Особенности подготовки презентации доклада.

     Участие в ИК

Участие в отборочном этапе учебно-исследовательских работ. Социолого-психологическая диагностика.

 

II.   МОДУЛЬ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ-ПЕДАГОГОВ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР»

      Организация и проведение семинаров-практикумов «Технология учебно-исследовательской деятельности учащихся»

Содержание семинара №1. Подготовительный этап исследования (выбор предмета исследования; рабочая гипотеза; тема, цель и задачи исследования; знакомство с имеющейся информацией; выбор методов исследования). Проведение исследования и его заключительный этап (последовательность исследовательской работы; иллюстрирование исследований; формулирование выводов; написание заключения).

Содержание семинара №2. Структура рукописи исследовательской работы (структурные части рукописи и их содержание; правила оформления рукописи; особенности оформления библиографических источников и ссылок на Интернет-ресурсы по ГОСТу 2009 года).

Содержание семинара №3. Особенности подготовки выступления на защите творческой работы (подготовка текста выступления; подготовка презентации; репетиция выступления с демонстрацией презентации; ответы на вопросы).

Участие в ИК

Тьюторство педагога-руководителя в процессе подготовки детей к участию в ИК. Социолого-психологическая диагностика.

 

III.      МОДУЛЬ ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ И ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ  ИК  «НАШЕ ВРЕМЯ – режим ON-LINE»

Организация и проведение ИК

Определение Оргкомитета, Модератора, Экспертной группы (жюри). Информирование и приглашение участников. Формирование секций, программы. Отбор работ, поступающих на сайт конференции, в соответствии с требованиями нормативной документации проекта. Размещение на сайте ИК работ, прошедших в финал. Указание на сайте ИК сроков приёма тезисов работ, прошедших экспертизу жюри. Подготовка и издание методического пособия «Технология учебно-исследовательской деятельности учащихся». Подготовка и издание Сборника тезисов финалистов ИК. Подготовка дипломов ИК.

Социолого-психологическая диагностика.

ПОСЛЕПРОЕКТНЫЙ

май  – июнь 2014

Пункт обмена мнениями «ВИРТУАЛЬНАЯ» ЛИНИЯ СВЯЗИ» для организаторов и участников на Web-странице ИК.

Обобщение опыта реализации проекта.

 

 

IV. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

I этап. ПРЕДПРОЕКТНЫЙ

 

- будет подготовлена ресурсная база для реализации проекта;

 - будет налажено сотрудничество с  партнёрами.

 

II этап. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

 

- будут сформированы у детей навыки работы, необходимые в процессе учебно-исследовательской деятельности;

- будут проведены Web-коучинги в интерактивной форме  (в режиме on-line) для детей-участников ИК;

- у учителей-руководителей учебно-исследовательской работой детей будут упорядочены знания методов выбора предмета и темы детского исследования, процесса его проведения и завершения;

- организаторами ИК и членами Экспертной группы (жюри) будет проведена экспертиза поступающих учебно-исследовательских материалов, результатом которой станет отбор финалистов. Работы, прошедшие экспертизу, будут  награждёны дипломами и размещены на странице «Конференция» сайта Центра;

- будет налажено взаимодействие «3 У»: Ученый-Учитель-Ученик;

- будут подготовлены и изданы Сборник тезисов работ финалистов ИК и методическое пособие для учителей-научных руководителей.

 

III этап. ПОСЛЕПРОЕКТНЫЙ

 

- будет создана база данных участников ИК и учителей-научных руководителей;

- будут проведены методические мероприятия (семинар, круглый стол, консультации и т.д.).

 

V.     ИНФОРМАЦИОННО-РЕКЛАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

 

Информирование учебных заведений и учреждений дополнительного образования детей о сроках, условиях и организационно-функциональной структуре проекта.

Обобщение и распространение опыта реализации проекта (семинары, круглые столы, накопление и анализ материалов проекта с целью использования в качестве методических рекомендаций).

 

VI. Список информационных источников

 

Наименование Интернет-ресурса

Ссылка на конкретную страницу Интернет-ресурса

1.

ООО «Синтегра» на портале Синтегра-Самара.рф - Режим доступа:

http://xn----7sbbaannx5be9afchj.xn--p1ai/

2.

Статья из сборника "В науку первый шаг" (методические материалы к работе городской опытно-экспериментальной лаборатории «Педагогические модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях дополнительного образования» на базе Центра дополнительного образования детей Промышленного района г. Самары) на Всероссийском портале Педсовет.орг. – Режим доступа:

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,47561/

3.

Доклад на портале Международной научно-практической Интернет-конференции «Образование: вчера, сегодня, завтра».- Режим доступа:

http://orenik.odtdm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=267:2012-12-11-06-00-58&catid=49:2011-11-08-18-54-44&Itemid=73/

4.

Реализуемые проекты на портале Синтегра-Самара.рф - Режим доступа:

http://xn----7sbbaannx5be9afchj.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/tsentr-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-promyshlennogo-rayona-g-o-samara.php