Город и природа

ЗАЯВКА

на проектную инициативу

от муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

Центра дополнительного образования детей «Искра»

городского округа Самара

в рамках реализации Стратегии комплексного развития

городского округа Самара на период до 2025 года

 

I. Общая информация

 

1.       Наименование проектной инициативы: «Город и природа; экологические игры»

Стратегический проект «Зелёная волна»

2.  Информация об учреждении:

2.1. Название учреждения по Уставу: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования детей «Искра» городского округа Самара (МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара)

2.2.         Почтовый адрес: г. Самара, ул. Ново-Вокзальная, 203-А,

2.3.         Телефон 953-38-28, факс 953-30-70, e-mail: cdod.samara@yandex.ru

2.4.    Фамилия, имя, отчество руководителя: ПЛОТНИКОВА Татьяна Юрьевна

3.  Информация о руководителе проектной площадки

3.1.         Фамилия, имя и отчество руководителя: ЯСЮК Валентин Петрович

3.2. Должность руководителя: заведующий отделом эколого-развивающего образования МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара

3.3. Адрес для переписки с руководителем: г. Самара, ул. Ново-Вокзальная, 203-А

3.4. Контактные телефоны, факс и электронная почта: 953-38-28, 953-30-70 (факс), e-mail: cdod.samara@yandex.ru

4. Команда проектной площадки:

ИВАНОВА Тамара Александровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДОД «Искра», учитель высшей категории МБОУ Школа № 45

ПОЛЯНСКОВА Наталья Михайловна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДОД «Искра», учитель высшей категории МБОУ Школа № 5

ЖИХАРЕВА Ольга Викторовна, педагог-организатор МБУ ДО ЦДОД «Искра»;

ТРОШКИНА Наталья Владимировна, педагог-организатор МБУ ДО ЦДОД «Искра»;

МАКСИМОВА Юлия Игоревна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДОД «Искра»;

СЕРГЕЕВА Анна Викторовна, педагог-организатор МБУ ДО ЦДОД «Искра»;

ЗЕМЦОВА Юлия Александровна, заведующий организационно-массовым отделом МБУ ДО ЦДОД «Искра».

 

II. Аннотация проектной инициативы

 

В настоящей Проектной инициативе даётся обоснование создания на базе Центра проектной площадки, в рамках которой для педагогов дополнительного образования будут разработаны: учебно-методический комплект «Город и природа», включающий трёхлетнюю дополнительную программу по экологическому образованию и воспитанию (рассчитанную на возрастную категорию детей 8-10 лет); учебное пособие к этой программе (содержащее информацию по темам теоретических занятий) и набор экологических игр. 

 

III. Содержание проектной инициативы

 

3.1. Определение проблемы:

В настоящее время педагоги дополнительного образования, осуществляющие образовательную деятельность с детьми младшего школьного возраста, испытывают большую потребность в появлении новой общеобразовательной дополнительной программы, нацеленной на развитие системы мировоззренческих взглядов, системы ценностных и нравственных ориентаций, отношения детей к социоприродной среде, обществу и к самому себе. Особенно актуальна эта проблема в условиях городской среды, в которой человек с рождения испытывает влияние разнообразных техногенных проявлений, оказывающих негативное влияние на формирование его личности и его мировоззрения.

3.2. Общая цель и задачи проектной деятельности:

Цель проекта – разработка учебно-методического комплекта, включающего трёхлетнюю дополнительную общеобразовательную программу, учебное пособие, содержащее информацию по темам теоретических занятий, связанных с экологическим воспитанием детей; и набора экологических игр.

Задачи:

·     сформулировать «Пояснительную записку» к дополнительной общеобразовательной программе;

·     сформулировать раздел «Результативность программы», в котором отразить общие направления педагогического процесса (образовательные итоги: знания и умения) по каждому из трёх лет реализации образовательной программы;

·     разработать учебно-тематические планы и сформулировать содержание программы по каждому году обучения;

·     подготовить учебную информацию по темам теоретических занятий по каждому из трёх лет реализации образовательной программы,

·     разработать 3 сценария экологических игр:

-       экологическая игра с элементами английского языка;

-       экологическая исследовательская игра;

-       экологическая игра для младших школьников.

 

Описание проектной инициативы

 

3.3. Основные идеи проектной инициативы

Мероприятием проекта будут осуществлятьс в двух направлениях:

А). Написание учебно-методического пособия «Город и природа» для детей младшего школьного возраста, которое будет включать трёхлетнюю общеобразовательную дополнительную программу экологической направленности и учебное пособие к ней.

Б). Разработка сценариев экологических игр и опробирование их в условиях:

-       дополнительных образовательных занятий английским языком;

-       летнего детского лагеря дневного пребывания;

-       летнего профильного выездного лагеря;

-       школьных дополнительных занятий.

Реализация этой программы будет способствовать экологическому воспитанию и формированию экологического мировоззрения у младших школьников, проживающих в городских условиях.

Социальными партнёрами первого направления проекта станут два учебных заведения – МБОУ Школа № 45 и МБОУ Школа № 5, в которых с младшими школьниками работают два представителя команды проектной инициативы – учителя высшей категории ИВАНОВА Т.А. и ПОЛЯНСКОВА Н.М.

Второе направление проекта будет разрабытываться и опробываться на практике педагогами-организаторами Центра Трошкиной Н.В., Сергеевой А.В. педагогом дополнительного образования Максимовой Ю.И. и заведующим организационно-массовыс отделом Земцовой Ю.А.

Информационное обеспечение подготовки и реализации проекта будет осуществляться руководителем проектной площадки, заведующим отделом эколого-развивающего образования, кандидатом биологических наук, доцентом ЯСЮКОМ В.П. и педагогом-организатором ЦДОД «Искра» ЖИХАРЕВОЙ О.В. посредством участия в городском конкурсе педагогических программ, городском семинаре для учителей и педагогов дополнительного образования и размещения учебно-методического пособия на сайте ЦДОД «Искра».

3.4. Рабочий план реализации проектной инициативы

Направление 1

№№

п/п

Наименование этапов,

мероприятий

Сроки

начала и окончания (мес. год)

Ожидаемые итоги

1.

ПРЕДПРОЕКТНЫЙ

·         Сформулировать «Пояснительную записку» к дополнительной общеобразовательной программе;

·         Сформулировать раздел «Результативность программы», в котором отразить общие направления педагогического процесса (образовательные итоги: знания и умения) по каждому из трёх лет реализации образовательной программы.

 

Январь-февраль

2019 г.

Будет проведён предварительный этап планирования разработки учебно-методического пособия.

2.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

(практический этап)

·       Разработать учебно-тематические планы и сформулировать содержание программы по каждому году обучения;

·         Поиск и сбор информации по темам теоретических занятий каждого из трёх лет реализации образовательной программы;

·         Компоновка и подготовка учебной информации по темам теоретических занятий по каждому из трёх лет реализации образовательной программы;

·         Подготовка конкурсных материалов по разработанному учебно-методическому пособию для участия в городском конкурсе педагогических программ экологической направленности;

·         Участие в городском конкурсе педагогических программ экологической направленности.

 

 

Март-апрель

2019 г.

 

 

Май-август

2019 г.

 

 

Сентябрь-октябрь

2019 г.

 

 

 

Октябрь 2019 г.

 

 

 

 

 

Ноябрь 2019 г.

 

 

Будет разработано учебно-методическое пособие, содержащее трёхлетнюю общеобразовательную программу экологической направленности для детей младшего школьного возраста и учебную информацию по темам теоретических занятий каждого из трёх лет реализации образовательной программы.

 

3.

ПОСЛЕПРОЕКТНЫЙ

Проведение городского семинара для учителей и педагогов дополнительного образования по материалам учебно-методического пособия «Город и природа».

Март

2020 г.

Будет проведён городской семинар, на котором учителя и педагоги дополнительного образования познакомлены с содержанием учебно-методического пособия «Город и природа» с указанием электронного адреса этого пособия.

 

 

 

 

 

Рабочий план реализации проектной инициативы

Направление 2

№№

п/п

Наименование этапов,

мероприятий

Сроки

начала и окончания (мес. год)

Ожидаемые итоги

1.

ПРЕДПРОЕКТНЫЙ

·         Сформировать дополнительный  сотав команды, реализующий вторую часть проектной инициативы.

 

Январь-

2019 г.

Будет сформирован состав команды, разрабатывающей и реализующей сценарии экологических игр.

2.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

(практический этап)

·         Сформулировать идеи трёхвидов экологических игр;

·         Разработать сценарии весенней и летней экологических игр;

·         Провести весеннюю экологическую игру в рамках учебного процесса;

·         Провести летние экологические игры в период летнего лагерного отдыха детей;

·         Разработать сценарий осенней экологической игры;

·         Провести осеннюю экологическую игру в рамках учебного процесса.

 

 

Январь 2019 г.

 

Февраль – апрель 2019 г.


Май 2019 г.

 

 

Июнь-август 2019 г.

 

Август 2019 г.

 

Сентябрь-октябрь 2019 г.

 

Сформулированы идеи оригинальных экологических детских игр.

Подготовлены к реализации сценарии весенней и летней экологических игр.

Проведена весенняя экологическая игра.

 

 

Проведены летние экологические игры.

 

Подготовлен к реализации сценарий осенней экологической игры.

Проведена осенняя экологическая игра.

 

3.5. Масштаб и география реализации:

Реализация проекта будет осуществляться в МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара. Участниками проекта станут педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы ЦДОД «Искра».

3.6. Методические продукты для трансляции по итогам реализации проектной инициативы:

В рамках обобщения итогов сформирован пакет документов, позволяющий транслировать необходимую информацию в разнообразных формах (конкурсы, семинары, электронная публикация).

3.7. Предполагаемый интернет-ресурс:

-     В ходе реализации проекта учебно-методическое пособие «Город и природа» и сценарии экологических игр будут размещены на сайте ЦДОД «Искра» по электронному адресу http://samara-iskra.ru/ecoscool.htm.

-     В процессе разработки и реализации проекта планируется использование компьютерных информационных технологий (программы MS Word, Microsoft PowerPoint).

 

IV. Результаты проектной инициативы и их оценка

 

Проектная инициатива направлена на экологическое воспитание и формирование экологического мировоззрения у детей младшего школьного возраста.

Материалы проекта будут опубликованы на сайте ЦДОД «Искра», на сайтах педагогических сообществ.

Использование учебно-методического пособия «Город и природа» и экологических игр в дополнительном образовании в условиях города будет способствовать процессу экологическое воспитания и формирования экологического мировоззрения у детей младшего школьного возраста.

 

 

15 октября 2019 г.

 

 

 

Руководитель проектной группы: В.П. Ясюк

 

 

Директор МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара: Т.Ю. Плотникова