ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Флаг Российской Федирации Флаг Самарской области


ссылка на сайт Госуслуги

Ссылка на сайт Навигатор дополнительного образования Самарской области Министерство труда и занятости тел. 8(846) 334-58-92. Государственная инспекция труда тел. 8(846) 263-52-17
Ссылка на сайт Министерство просвещения Российской Федерации
Ссылка Минобрнауки России
Ссылка на Объясняем.рф о том что важно прямо сейчас

Ссылка на главную страницу «Центр дополнительного образования детей «Искра» г.о. Самара»

Дорога - Человек - Автомобиль

Материал проекта

Заявка

на проектную инициативу
от муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центра
дополнительного образования детей «Искра» г.о. Самара
в рамках реализации стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года

I Общая информация

1. Наименование проектной инициативы: «ДОРОГА - ЧЕЛОВЕК - АВТОМОБИЛЬ»

 Стратегический проект «Мой город – мой дом»

2. Информация об учреждении:

2.1.Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования детей «Искра» городского округа Самара (МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара)

2.2. Почтовый адрес: г. Самара, ул. Ново-Вокзальная, 203-А,

 2.3. Телефон 953-38-28, факс 953-30-70, e-mail: cdod.samara@mail.ru

2.4. Фамилия, имя, отчество руководителя: ПЛОТНИКОВА Татьяна Юрьевна

3. Информация о руководителе проектной площадки

3.1. Фамилия, имя и отчество руководителя проекта: ПЛОТНИКОВА Анна Михайловна.

3.2. Должность руководителя проекта: заместитель директора МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара

3.3. Адрес для переписки с руководителем проекта: г. Самара, ул. Ново-Вокзальная, 203-А

3.4. Контактные телефоны, факс и электронная почта: 953-38-28, 953-30-70 (факс), e-mail: cdod.samara@mail.ru

4. Команда проекта:             

ЛУКИНА Элла Михайловна,  заведующий отделом МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара

БРАЖНИКОВА Ольга Даниловна,  методист МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара

ЯКОВЛЕВ Дмитрий Геннадьевич,  методист МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара

ТИТАРЕНКО Ольга Михайловна,  педагог-психолог МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара

5. Консультанты проекта:

ГЛУХОВА Т.Г. кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и истории науки СГУПС.

 

II.               Аннотация к проектной инициативе

 

1.     Краткая аннотация к проекту.

Стратегический проект «Дорога - Человек - Автомобиль»  направлен на вовлечение учащихся в добровольческую деятельность в социо-культурном пространстве города по приобретению знаний и пропаганде культуры поведения на дороге и за рулем автомобиля.  Реализация  данного  проекта будет осуществляться через интеграцию разнообразных видов деятельности (моделирование, изобразительная деятельность, познавательная  деятельность, практические  занятия  для  детей  разного  возраста    на  велосипедах,  самокатах,  электромобилях в автогородке   с реальной  дорожной  разметкой,  светофорами и  дорожными знаками),  совместную деятельность взрослого и ребенка (сюжетно-ролевые, квест-игры, дидактические игры, наблюдения, беседы, викторины, конкурсы, соревнования),  встречи с сотрудниками ГИБДД,  МЧС и другими представителями  общественных организаций. Решение  образовательных задач проекта осуществляется на основе создания модели взаимодействия между УДО и школами, обеспечивающих формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на дорогах, умение самостоятельно принимать решение в дорожной ситуации, выделять зоны повышенной опасности и грамотно определять шаги выхода из них.

Материально-техническая база, профессионализм и творческий потенциал педагогов ЦДОД «Искра» позволяют развивать социальные компетенции детей и подростков в активной самостоятельной деятельности и под руководством взрослого на основе интеграции основного и дополнительного образования.  Для успешного решения данной проблемы  в МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара создан учебно-спортивный Центр «Автогородок», включающий площадку  по обучению дорожной безопасности, через многоуровневую подготовку детей разного возраста (от теоретического уровня до практических навыков) в специализированных игровых и обучающих пространствах, специально созданных модельных ситуациях реального города.

Основные целевые группы, на которые направлен проект: учащиеся 7-10 классов общеобразовательных школ г.о. Самара, родители,  медицинские работники поликлиники №15 Промышленного района, сотрудники ГИБДД, студенты ГБАОУ МГМУ СФ психолого-педагогический факультет.

Проект направлен на решения проблем социализации и профессиональную ориентацию обучающихся: водитель-профессионал, автослесарь, инженер – конструктор, инспектор ГАИ, строитель дорог, медицинский работник, сотрудника МЧС.

География проекта. Данный проект будет реализован на территории МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара с ноября 2016г. по декабрь 2017г.

Проект реализуется в  три этапа.

Первый  – подготовительный  этап - (ноябрь - декабрь 2016 г.);          

Второй   – реализация проекта - (январь 2017г. – сентябрь 2017 г.);

 Третий  – заключительный этап – (октябрь - декабрь 2017 г.).  

Основные мероприятия проекта:

1.  Конкурс творческих работ «Правила дорожного движения глазами детей» в конкурсных номинациях.

2. Открытый конкурс творческих работ «Водитель без стажа вождения», «Инспектор ГИБДД на дороге», «Я - строитель дорог», «Медицинский работник на дороге», «Сотрудник МЧС на дороге».

3. Праздник в День защиты детей для всех участников конкурса, их друзей и родителей, где состоится церемония вручения призов и сертификатов в МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара.

4. Фестиваль - конкурс  «В жизнь по безопасной дороге».

5. Участие в акциях: «Всемирный  День памяти жертв ДТП», «Внимание - Дети!»; «Зебра»; «Вы – пешеход».

6. Подготовка команды для участия  в  смотре-конкурсе отрядов ЮИД; участие учащихся в городских конкурсах рисунков, комиксов, литературных работ, фоторабот, компьютерных мультимедийных проектах по профилактике ДДТТ;  во Всероссийском фестивале-конкурсе «Безопасное колесо».

 По окончании обучения ученики на основе тестирования получают символический сертификат о дополнительном образовании.

 

ІІI. Содержание проектной инициативы

3.1.Определение проблемы.

Социальная значимость проекта обусловлена необходимостью разрешения противоречия: стремлением подростков к получению водительского удостоверения и овладения навыками вождения автомобилем и психологической неготовностью, отсутствием навыков культуры поведения на дороге в качестве пешехода и водителя.  Актуальность проекта обусловлена следующими положениями:

  • Повышенный интерес детей и подростков к вопросам организации дорожного движения.
  • Высокий интерес детей и подростков к  вождению автомобилем.
  • Низкий уровень культуры поведения на дорогах.
  • Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма.
  • Потребность общества в специалистах с инженерно-конструкторским мышлением.

Значимость данного проекта подтверждена социологическим опросом  детей и подростков, а также анализом сведений о дорожно-транспортных происшествиях в  городском округе Самара. По статистике Госавтоинспекции за каждые сутки на дорогах России происходит более 430 дорожно-транспортных происшествий. Ежедневно на дорогах погибают, и получают травмы около 600 человек. Каждый восьмой пострадавший – ребенок или подросток. Около 30 % дорожно-транспортных происшествий с участием детей происходит недалеко от дома.

Таким образом, актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными.

 

3.2.Общая цель  и задачи проектной деятельности

Цель проекта: подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении.

         Задачи:

- повышение правовой культуры и формирование умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки, способствовать профессиональной ориентации детей и подростков;

- создание оптимальных условий для развития научно-технического творчества учащихся, направленного на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма и активизации профилактической работы по его предупреждению;

- разработка комплекса массовых мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на основе интеграции основного и дополнительного образования;

- методическое сопровождение деятельности педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений, родителям по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Предполагаемые результаты: 

-       приобретение  подростками умений оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии;

-       предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма;

-       повышение у обучающихся культуры поведения на дороге, профессиональная ориентация детей и подростков;

-- привлечение внимания общественности и социальных партнеров через развитие различных форм сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива УДОД с родителями, подразделениями ГИБДД, общественными организациями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

-создание особой пространственно-предметной среды как модели безопасного и культурного поведения на дорогах, стимулирующих учащихся и педагогов к выполнению правил дорожного движения;

Отслеживание результатов реализации проекта осуществляется путем: наблюдений, анкетирования, тестирования, опроса, собеседований, в фиксировании участия детей в коллективно – творческих делах, анализ сообщений ГИБДД.

3.3. Описание проекта                      

Данный  проект направлен на формирование культуры поведения на дороге в процессе приобретения знаний и умений  в сфере дорожно-транспортного комплекса и носит социокультурную и профориентационную направленность. Основной педагогический принцип работы – совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов при активном взаимодействии с учреждениями здравоохранения и ГИБДД.

Содержание проекта базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов. Основной педагогический принцип реализации проекта – совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов при активном взаимодействии с учреждениями здравоохранения и ГИБДД.

Теоретические занятия по ПДД с учащимися проводятся в учебном кабинете  с использованием ИКТ, учебно-наглядных пособий и оборудования. На площадке УСЦ «Автогородок» проходят практические занятия, где есть дорожная разметка проезжей части,     установлены светофоры, дорожные знаки и другое оборудование. Реализация проекта осуществляется на основе системно-деятельностного подхода.

Для приобщения учащихся  к участию в проекте этапы реализации проекта  будет освещаться на сайтах ЦДОД  «Искра», ОУ и в публичных докладах ОУ. К публикации материалов о проекте предполагается привлекать телеканал ГИС Самара, СКАТ, в газете «Самарские Известия». В осуществлении проекта, в его организационной и частично финансовой поддержке, в информационном продвижении идей, будут содействовать социальные партнёры: классные руководители, преподаватели ОБЖ, родители учащихся, работники дорожной полиции, сотрудники ГИБДД,  служба МЧС,  поликлиника № 15 Промышленного района, ГБОАУ МГПУ СФ психолого-педагогический факультет,  телеканалы ГИС Самара, СКАТ, «Авторадио»,

 

3.4.Рабочий план реализации проектной инициативы.

                                            

Механизмы  достижения цели:

Этапы проекта

Мероприятия проекта

Формы неформального дополнительного образования

1.     Подготовительный этап

ноябрь-декабрь 2016 г.

Социологический опрос учащихся

Встречи с учащимися, опрос, анализ

Заключение договоров с социальными партнёрами проекта по организационной и финансовой поддержке

Встречи с социальными партнерами, беседы, привлечение внимания общественности к данной проблеме

Подготовка ресурсов

Проведение мониторинга

Социально-психологический тренинг по отработке навыков толерантного поведения на дороге

Формирование компетентности учащихся в области дорожной безопасности

Установочный семинар для педагогов ОУ

Пропаганда и активизация педагогов по решению проблемы воспитания культуры поведения на дороге у современных школьников.

Городская акция «Всемирный день памяти жертв ДТП»

Участие в конкурсе агитбригад отрядов ЮИД

Конкурс плакатов, листовок

 

Подготовка команды

2.     Реализация проекта

январь 2017г. – сентябрь 2017 г.

 «Добро пожаловать в Академию «Дорожная азбука»

Мой путь в школу

Разработка схем-маршрутов, конкурс схем «Школа-дом» для учеников и родителей

Дорожный транспорт 

Изготовление моделей, конкурс на знание автомобилей

 Перекрестки. Дорожные знаки. Дорожная разметка

Интерактивное занятие с использованием ИКТ, практическое занятие в автогородке

 Конкурс творческих работ учащихся по профилактике ДДТТ

 Конкурс литературных работ, рисунков, фоторабот, комиксов, презентаций

Деловая игра «Мы пассажиры»

Деловая игра

Городской конкурс «Безопасное  колесо»

Подготовка команды

Устройство  и техническое обслуживание автомобиля. Отработка навыков вождения на электронных тренажерах 

Практическое занятие с сотрудниками ДПС в автогородке 

Ответственность за нарушение ПДД  водителем автомобиля и пешеходом

Беседа с сотрудниками ДПС  

Мой друг - велосипед

Практическое занятие в автогородке

Регулировщик и его сигналы

Интерактивное занятие с использованием ИКТ, практическое занятие в автогородке с сотрудниками ГИБДД

Конкурс «Когда я вырасту,  я тоже поведу машину» 

Конкурс творческих письменных работ

Навыки вождения автомобилем

Интерактивное занятие с использованием ИКТ 

Игра «Человек, дорога, автомобиль»

 Игра-путешествие

Поведение участников и очевидцев ДТП. Оказание первой медицинской помощи при ДТП

Практическое занятие  с медицинскими работниками, сотрудниками МЧС

 Открытый конкурс творческих работ «Водитель без стажа вождения», «Инспектор ГИБДД на дороге», «Я - строитель дорог», «Медицинский работник на дороге»

 Конкурс  сочинений учащихся

 Конкурс «Безопасное колесо»

Конкурс в автогородке

 Акции  «Внимание – каникулы!»,  «Зебра»,  «Вы -пешеход».

Обращения водителям, плакаты, листовки

Экзамен по ПДД

Тестовые задания. Игра «Что? Где? Когда?

 Конкурс творческих работ «Правила дорожного движения глазами детей»

 Рисунок;

 сочинение;

 стенгазета, рукописный журнал, комикс;

сказки, обращение водителю транспорта;

 поделки по правилам движения.

Публикация материалов СМИ

Заметка, статья

Мероприятия для лагерей с дневным пребыванием детей    г.о. Самара

Встречи с инспектором ГИБДД. Конкурсы «Мир дорожных знаков», «Добрая дорога детства». Эстафета «Внимание: Дорога!». Фестиваль «Безопасность. РУ».

Беседы, плакаты, рисунки на асфальте, соревнования, конкурсы, игры, соревнования

Праздник в День защиты детей «Я – будущий  автомобилист»

Концерт, ролевые игры, конкурсы, выставки, вручение сертификатов

3.     Заключительный этап

октябрь-декабрь 2017 г.

Проведение мероприятий обучающего характера и мероприятий по распространению опыта

Семинар «Опыт работы УСЦ «Автогородок».

 Семинар-практикум «Организация и проведение педагогической деятельности, направленной на формирование у детей культуры поведения на дороге»

Круглый стол  для педагогов города с творческими отчетами детей - участников проекта.

Издание методической продукции для педагогов, родителей

Выпуск сборника на основе обобщенного опыта работы по проекту (образовательная дополнительная программа «Академия «Дорожная азбука», методические рекомендации, сценарии мероприятий)

 

Проведение заключительного мероприятия для детей

Фестиваль «В жизнь по безопасной дороге»

 

IV. Результаты проектной инициативы и их оценка

4.1. Критерии оценки эффективности:

1)       Предположительно количество непосредственных участников проекта - 420 человек (20 человек - социальные партнеры; 150 человек - школьники, 150 – родители, 100 – педагогические работники).

2)   Через публикации в СМИ, на сайтах ОУ и ЦДОД «Искра», непосредственную информацию педагогов на семинарах и курсах повышения квалификации в ЦРО к проекту  могут присоединиться другие педагоги ОУ.

3)    Для привлечения внимания городского сообщества к решению данной проблемы предполагается комплекс мероприятий: выступления на родительских собраниях в школах и УДО; встречи с детьми и родителями в подростковых клубах: встречи с депутатами: публикации в СМИ, организация семинаров для педагогов школ и ПДО; проведение публичных и показательных занятий в школах и подростковых клубах города, организация конкурсов и игровых занятий во дворах во время каникул.

4) Основные мероприятия проекта:

 - установочный семинар для педагогов школ, направленный на пропаганду и активизацию педагогов по решению проблемы воспитания культуры поведения на дороге у современных школьников,

 - образовательная деятельность по дополнительной образовательной программе «Академия «Дорожная азбука»,

 -  участие детей в мероприятиях конкурсного характера различного уровня,

 - Праздник в День защиты детей «Ябудущий  автомобилист, вручение сертификатов выпускникам,      

 - Открытый конкурс творческих работ «Водитель без стажа вождения», «Инспектор ГИБДД на дороге», «Я - строитель дорог», «Медицинский работник на дороге», «Сотрудник МЧС на дороге».

 

  5). Более эффективной реализации проекта будет способствовать активность родителей и социальных партнеров, а также умения педагогов использовать современные и интересные для подростков формы работы, умение сочетать обучающие задачи с развивающими, помнить, что ведущая деятельность этого возраста – общение, делать упор на межличностную коммуникацию.

 6)  Проведению своевременной и качественной организационной подготовки к реализации проекта поможет ответственность, профессионализм и творчество. Создание Интернет ресурса для трансляции проекта. В ходе реализации проекта будет разработана Web-страница для размещения на сайте ЦДОД «Искра» (www.samara-iskra.ru).

В процессе разработки и реализации проекта планируется использование компьютерных информационных технологий (программы MS Word, Microsoft Power Point, Smart).

7)   В целях организационной, финансовой и иной поддержки будут установлены контакты  с социальными партнёрами: классные руководители, преподаватели ОБЖ, родители учащихся школ, работники дорожной полиции, сотрудники ГИБДД, служба МЧС, поликлиника № 15 Промышленного района, ГБОАУ МГПУ СФ психолого-педагогический факультет, телеканалы ГИС Самара, СКАТ,  газета «Самарские Известия». 

8)      Отчётная документация по проекту будет подготовлена и представлена своевременно и в соответствии с требованиями организаторов, педагоги представляют рефлексивный отчет по окончанию каждого этапа. В рамках обобщения опыта будет сформирован пакет документов, сопровождающий поэтапную реализацию проекта, позволяющий транслировать необходимую информацию в разнообразных формах (семинары, мастер-классы, круглые столы и т.д.).

Дальнейшая реализация проекта предполагается в установлении деловых контактов с автошколами города и средними профессиональными учебными заведениями для профессиональной ориентации и предоставления возможности ближе познакомиться с учебными заведениями.  По окончании реализации мероприятий будет разработана программа по формированию безопасного поведения на дороге с учащимися начальной и  основной школы.

 

4.2. Конкретные результаты

         Будут разработаны:

- дополнительная образовательная программа «Академия «Дорожная азбука»,

- методические рекомендации для педагогов ОУ города,

- памятки для детей, родителей.

         Будет выпущен сборник на основе обобщенного опыта работы по проекту.

Более 400 учащихся 7-10 классов пройдут  обучение  по дополнительной образовательной программе «Академия «Дорожная азбука».

         Около 100 педагогических работников будут участвовать в реализации проекта и получат методические рекомендации по организации и проведению  работы с детьми по формированию культуры поведения на дороге.

         Будут проведены 2 семинара, 1 семинар-практикум и круглый стол для педагогов ОУ города.

         Будет налажено взаимодействие с партнерами проекта для дальнейшего сотрудничества в процессе  деятельности УСЦ «Автогородок».

В качестве перспективы проекта рассматривается вопрос создания клуба «Будущий автомобилист» при ЦДОД «Искра», куда будут входить дети, подростки, родители и все желающие; разработка устава клуба, его атрибутики (значок, гимн, девиз и т.д.); подготовка школьников-волонтеров и дублеров для работы с детьми начальной и  основной школы.

Важной особенностью настоящего проекта является его комплексность, когда в процесс формирования стереотипов безопасного поведения детей и подростков вовлечены не только педагоги и их воспитанники, но и родители детей.

 Материалы проекта будут размещены на сайте ЦДОД «Искра», на сайтах педагогических сообществ.