|
Самарская семья - компетентные родителиПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. А.С. Макаренко I.
Аннотация
к педагогическому проекту 1.
Краткая
аннотация к проекту В
настоящее время в нашей стране ярко
проявляет себя кризис родительства, который характеризуется
неготовностью
многих взрослых россиян к выполнению родительских обязанностей. Эти
обстоятельства приводят к таким негативным явлениям современной
действительности, как падение уровня физического и психического
здоровья детей,
понижение их интеллектуального потенциала и духовно- нравственных
ценностей,
усложнение процесса адаптации в обществе, социальное сиротство и т.д. На
первое место часто выходит проблема
взаимодействия взрослых с собственными детьми, конфликты в семье ,
некомпетентность
родителей в вопросах воспитания детей. Практика
и опыт работы педагогов с
родителями своих воспитанников зачастую ограничивается проведением
родительских
собраний и привлечением к совместному проведению разовых мероприятий. Все
выше сказанное делает актуальным разработку
и внедрение проекта «Самарская семья- компетентные
родители», способного
обеспечить: -
значимость воспитания в общественном сознании; -
укрепление российской гражданской идентичности, традиционных
общенациональных
ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества; -
повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства,
сохранение и
возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций
семейного
воспитания. Для
компетентного родительства важны и
взаимоотношения с образовательным учреждением, в которое ходит ребенок,
а
именно – сотрудничество, взаимодействие и доверительность.
Эффективно
организованное сотрудничество ОУ и семьей на качественно новой основе,
предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка,
осознание
общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию, но
и
повышение уровня компетентности родителей как условия содействия
нравственному
и эмоциональному благополучию ребенка. Лозунгом
проекта стали слова нашего
президента «Укрепление института семьи - приоритетная задача
в России». II. Содержание
педагогического проекта Жизнь
современной самарской семьи происходит в крупном мегаполисе с ее
многонациональностью и разной конфессиональностью. При этом, Самару
можно
назвать космическим и спортивном городом. Что бы ни происходило в
городе,
стране или мире, семья на все чутко реагирует изменениями либо в уровне
жизни,
либо в эмоциональной стабильности дееспособности. Период произошедших в
обществе изменений в последние два десятилетия способствовал
возникновения
дефицита позитивных эмоций связей в детско- родительском общении, что
привело к
снижению воспитательных возможностей современной семьи. Семья-
уникальный и
единственный социальный институт воспитания, воспроизводящей людей как
носителей социальной, культурной, этнической информации. Для
полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться
благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье
детско-
родительских отношений. Семья,
оказавшись
сегодня в эпицентре многих кризисных процессов общества, нуждается в
особом
внимании со стороны различных образовательных учреждений, призванных
формировать новые подходы к интеграции с семьей в воспитании детей. Экономическое
и политическое
реформирование страны вызвало ряд негативных факторов, отрицательно
повлиявших
на воспитание подрастающего поколения как- то: -
разрушение
идеологических и методологических основ ранее сложившейся системы
воспитания и
отсутствие новой идеологи; -
социализация молодежи
идет преимущественно с ориентацией на рыночные ценности в ущерб
духовно-
нравственным; -
социальное расслоение
общества, чрезмерная дифференциация уровня жизни различных слоев
населения; -
разрушение
нравственно- этических норм и традиций уклада в семейной жизни,
снижение
воспитательной роли в семье; -
рост социального
сиротства, беспризорности и безнадзорности; -
развитие различных
форм асоциального поведения детей, проявление у них агрессивности,
безнадзорности, беспризорности, правонарушений, распространение
наркомании и
алкоголизма в детскоЙ среде; -
ухудшение состояния
здоровья детей; -
негативное
воздействие таких факторов как СМИ, ТВ, неформальные объединения (
пропаганда
праздного образа жизни, сцены насилия, агрессии и эротики, нецензурная
брань на
сценах театров, эстрады и в кино), во многом определяемое отсутствием в
их
деятельности педагогической направленности; -
усиление значимости
этнического фактора, обусловливающего опасность межнациональной
напряженности; -
коммерциализация
учреждений культурного и спортивного досуга детей; -
включение в процесс
социализации детей без определения общезначимых ценностей общества, а,
следовательно, и целей ее самореализации в социуме; -
оценивание
результатов деятельности учебных заведений в основном по уровню знаний,
умений
и навыков без учета сформированности гражданственности
и духовно- нравственных качеств детей; -
ослабление подготовки
педагогических кадров к решению воспитательных проблем; -
отсутствие интеграции
в деятельности основных субьектов воспитания: семьи, учреждений
образования,
культуры, социальной защиты и др.; -
неиспользование в
полной мере содержания учебных предметов в целях познания культуры,
традиций и
истории российского народа, отсутствие целостности учебно-
воспитательного
процесса; -
несбалансированность
виртуального общения, создающего ситуацию отчуждения детей от реальной
жизни. На
этом негативном фоне происходит процесс переосмысления подрастающим
поколением
значимости и места духовно- нравственных ценностей в системе личностных
ориентаций и самореализации в социуме. Роль
родителя в современном обществе требует особых знаний, умений и навыков
по
компетентному сопровождению сложнейших вопросов, связанных со
здоровьем,
интеллектуальным и физическим развитием ребенка, его образованием. В
современных условиях, цепочка передачи базовых знаний по уходу за
ребенком, от
поколения к поколению, оказалась разомкнутой. Многие современные
родители
демонстрируют крайне низкий уровень компетентности в отношении с
детьми. В некоторых
вопросах современные дети разбираются гораздо лучше, чем их отцы и
матери. Роль
родителя в современном мире требует особой компетенции, которую можно
получить
посредством самообразования или специализированной подготовки. Сделать
эти
процессы общедоступными возможно в результате сплоченных действий
образовательного учреждения (в частности, УДО) и различных организаций
(в том
числе, и общественных). Работа
по этому направлению должна строиться с учетом отечественных ценностей
и
самобытности национальных культур народов, проживающих в Самаре, с
ориентацией
на формирование российской идентичности. Российская идентичность-
принятие
обществом общенациональных, духовно- нравственных ценностей, хранимых в
традиционных российских религиях, в культурах народов России, общей
исторической судьбе, формирование патриотизма и гражданственности,
готовности
сообща преодолевать трудности. Еще
недавно для успешного родительства было вполне достаточно стихийных
педагогических знаний. Сейчас нынешнему поколению родителей требуется
компетентность в вопросах воспитания, т.к. современная жизнь
сопровождается
множеством неблагоприятных факторов экономического, социального,
экологического, и иного характера, прежде не имевших места, совладать с
которыми в контексте семейного воспитания непросто. Понятие
«компетентное родительство» рассматривается как
многомерный и многогранный
феномен, обусловленный самыми разными факторами культурно-
исторического,
культурно- ценностного, социально- экономического, этнического,
религиозного,
духовного, психологического, биографического и прочего происхождения. Компетентность
родителей, таким образом, может рассматриваться с одной стороны, как
способность понимать потребности ребенка и создавать условия для их
разумного
удовлетворения и, с другой стороны, способность сознательно планировать
его
образование и вхождение во взрослую жизнь в соответствии с материальным
достатком семьи, способностями ребенка и социальной ситуацией. Качество
родительской компетентности в современной педагогической литературе
рассматривается, как способность взрослого находить в любой ситуации
общения
точный язык контакта с ребенком, включающий все многообразие
вербального и
невербального поведения субъектов общения, что позволяет взрослому
оставаться
во взаимосвязи с ребенком. Семья
и компетентное родительство являются фундаментальной основой
полноценного
детства. Им принадлежит решающая роль в определении перспектив молодого
поколения. В последние десятилетия самыми передовыми их представителями
реализуются ценности нового времени : атмосфера счастья, любви и
взаимного
доверия между детьми и родителями. Недооценка важности концепции семьи
и
компетентного родительства является одной из главных причин роста
детской
безнадзорности, беспризорности и социального сиротства. Компетентность
– это возможность не просто обладать знаниями, но скорее
потенциально быть
готовым рещать задачи со знанием дела. Основной признак родительской
компетентности - способность обеспечить позитивное направление
когнитивного,
эмоционального, социального и личностного развития ребенка. Компетентное
родительство включает в себя: -
активную жизненную
позицию, постоянное саморазвитие, ответственность за свою жизнь, ЗОЖ; -
бережное отношение к
семье и своей роли в ней; -
осознанный подход к
физическому уходу и развитию ребенка; -
активное влияние на
пространство, в котором живет ребенок- экология, круг общения,
информационная
среда и т. д.; -
осознанный подход к
обучению и воспитанию: собственный пример, выбор видов обучения и т.д.; -
общение внутри семьи,
традиции, доверие, искренний интерес родителей и детей к друг другу. Еще
важный момент: цель такого родительства - не создание тепличных условий
и
постоянное оберегание детей от реалий жизни. А именно гармоничное
развитие,
когда в результате ребенок- это человек, полноценная и разносторонняя
личность. Для
компетентного родительства необходимо взаимодействия разума, чувств и
действий.
Компетентный родитель способен находить в любой ситуации общения точный
и
искренний совместный язык контакта с ребенком, успешно продвигаясь по
пути
«любящего и знающего сердца». Когда выбор
реагирования на поведение ребенка
осознан матерью или отцом, такой выбор становится свободным от
привычных
стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения.
Осознанный выбор в большей мере
основан на любви, понимании и терпении по отношению к ребенку,
проявлении
душевных сил сопереживания, справедливом участии и анализе истинных
причин
затруднений или проступка ребенка. Это ценнейшая способность не только
осознавать собственные эмоции, ощущения, действия и поведение в целом,
но и
изменять их средства и мотивы ради улучшения качества контакта с
ребенком. По
сути, лишь осознанное (рефлексивное)
родительство содействует нравственному и эмоциональному благополучию Составляющие
компетентного родительства: -
смысловая (возможность
увидеть в своей жизни новые смыслы и пересмотреть прежние); -
духовная (осознанное
принятие ценности детства); -
этологическая (необходимость
сохранения и культивирования эволюционных функций родительского
поведение,
гарантирующих безопасное и деятельное вхождение ребенка в человеческий
мир). Качество
родительской компетентности: -
способность взрослого
находить в любой ситуации общения совместный язык контакта с ребенком; -
осознанное
(рефлексивное) родительство, которое способствует нравственному и
эмоциональному благополучию ребенка. Нормативно-
правовой базой должны стать разработанные и утвержденные в России на
настоящий
момент документы: «Концепция государственной семейной
политики в России на
период до 2025 года», «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», «Национальная стратегия
действий в интересах детей на
2012- 2017 годы». В
качестве ключевых направлений развития воспитания в них выделены: -
поддержка семейного
воспитания, расширение воспитательных возможностей информационных
ресурсов; -
поддержка
общественных объединений; -
гражданское, патриотическое,
духовное и нравственное воспитание детей; -
популяризация научных
знаний среди детей; -физическое
воспитание
и формирование культуры здоровья; -
трудовое воспитание и
профессиональное самоопределение; -
экологическое
воспитание. Эта
задача лежит не только на общеобразовательных учреждениях ( где может
быть
развита работа с родителями), но и на учреждениях дополнительного
образования. Именно
последнее предполагает достаточно гибкую и приспособляемую к нуждам
семьи
социально- педагогическую систему. В работе школ, лицеев, и гимназий,
ограниченных своими учебными программами планами данное направление не
является
приоритетным. В
свою очередь, учреждения дополнительного образования могут
разрабатывать
проекты, целиком направленные на развитие воспитательного потенциала
внутри
семьи. В них присутствуют как формализованный , так и неформальный
компонент
воспитания, интегрированные в общую систему. Система дополнительного
образования детей располагает значительными возможностями для успешного
решения
формирования компетентного родительства, выстраивая модели
взаимодействия с
образовательными учреждениями и другими субъектами социализации:
семьей,
общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями
культуры
и спорта, средствами массовой информации. 1.
1.
Общая
цель и задачи проектной деятельности Цель
проекта: комплексное обеспечение разносторонней поддержки
социокультурного и
воспитательного потенциала
самарской
семьи; актуализация в общественном сознании потребности в сознании
самоценности
периода детства как базиса всей последующей жизни человека. Задачи
проекта: -
повышение личностной
и социальной компетентности родителей для оказания помощи в дальнейшем
воспитании и обучении ребенка, гармоничного развития его личности; -
формирование активной
педагогической позиции родителей, привлечение их к активному включению
в
деятельность; -
обучение родителей
эффективным методам семейных взаимоотношений, способствующих воспитанию
физически, психологически и нравственно здоровых детей; -
ознакомление с
осовными направлениями формирования здорового образа жизни, мотивация
на ЗОЖ; -
внедрение эффективных
технологий сотрудничества с родителями в практику образовательных
учреждений; -
повышение потенциала
взаимного доверия в системе отношений «СЕМЬЯ- УДО»; -
налаживание
диалогических и партнерских отношений с семьями воспитанников, создание
атмосферы общности интересов на основе коммуникативной культуры общения; -
помощь родителям в
осознании собственного воспитательного опыта, его границ и возможностей. Реализация
поставленных задач станет возможной при соблюдении следующих условий: -
нацеленность
содержания общения с родителями на укрепление детско- родительских
отношений, а
не дублирование образовательных функций УДО; -
сочетание комплекса
форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической
рефлексии
родителей; -
практическая
направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с
семьями на
овладение родителями разными видами контакта и общения с ребенком
невербального, вербального, игрового и др.) -
учет в содержании
общения с родителями разнородного характера потребностей и интересов
практики
семейного воспитания. Календарный
план
реализации проектной инициативы (поэтапный)
2.
Предполагаемые
партнеры —
МБОУ
СОШ №45,48,49 —
МБОУ
СКОШ №17 —
НОУ
ВП « Самарский медицинский институт
«РЕАВИЗ» —
МКУ
г.о. Самара «Центр социальной помощи
семье и детям Промышленного района» —
ГИБДД —
МЧС 3.
Масштаб
и география реализации проекта Реализация
проекта будет осуществляться
в МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара. Участниками
проекта станут родители
воспитанников ЦДОД, школьников и педагогические работники ОУ. 4.
Методические
продукты для трансляции по итогам реализации проекта. В
рамках обобщения итогов сформирован
пакет документов, сопровождающий поэтапную реализацию проекта,
позволяющий
транслировать необходимую информацию в разнообразных формах (
конференция,
семинар, практикум, круглый стол и т.д.) как для педагогических
работников, так
и для родителей. 5.
Предполагаемый
Интернет- ресурс В
ходе реализации проекта будет
разработана Web-
страница для размещения
на сайте МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара. (www.samara-iskra.ru).
В процессе разработки и
реализации проекта планируется использование компьютерных
информационных
технологий. III.
Результаты педагогического проекта и их оценка Предполагаемые
результаты: -
Повышение чувства
ответственности самарских родителей за благополучное полноценное
развитие и
воспитание своих детей. -
Гармонизация детско-
родительских отношений. -
Понижение риска
реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия. -
Обновление
информационно- справочной службы родителей. -
повышение
профессиональной компетентности педагогических кадров в общении с
родителями. Предполагается
применение следующих форм работы с родителями: -
«круглый стол»,
дискуссионная встреча; -
родительская
конференция; -
консультация; -
форум вопросов и
ответов; - педагогическая
«гостиная»; -
познавательно-
игровая викторина; -
семейный вечер; -
визуальные средства
общения ( тематические выставки, почтовый ящик для вопросов и ответов и
пр.); -
телефон доверия; -
день открытых дверей; -
семейные маршруты
выходного дня; -
консультативные
пункты.
А также использование активных методов
(методы активизации и развития педагогической рефлексии): -
анкетирование,
тестирование, интервьюирование; -
дискуссионные
вопросы; -
апелляция к
авторитетному мнению из литературных источников; -
открытые просмотры
детской деятельности; -
анализ результатов
детского творчества; -
просмотр
видеоматериалов и пр.
Это будет способствовать не только
повышению педагогической эрудиции, но и стимулировать родителей к
самопознанию
и самопроявлению.
Не останутся без внимания методы,
развивающие различные свойства родительской рефлексии: -
анализ педагогической
ситуации; -
решение проблемных
педагогических задач; -
управляемое игровое
взаимодействие родителей и детей; -
игровое моделирование
способов родительского поведения; -
анализ мотивов
детского поведения; -
анализ примеров из
личной практики семейного воспитания.
Опыт реализации проекта будет
распространен в виде методических рекомендаций для педагогических
работников и
комплекта методических материалов для родителей.
Материалы проекта будут размещены на
сайте ЦДОД «Искра», на сайтах педагогических
сообществ.
После завершения проекта ЦДОД
станет консультативной площадкой по формированию
компетентного родительства.
Для использования в своей
воспитательной работе педагогическим работникам будет предложен вариант
программы по формированию компетентного родительства.
Интересным может стать создание органа
родительского самоуправления для решения бытовых и
организационных
вопросов в жизни детей микрорайона, района, муниципалитета. Примером
могут
служить муниципальные и/или жилищные самоуправления. В
работе этих родительских самоуправлений
должны принимать участие местные администрации и представители местных
образовательных учреждений.
Еще один из вариантов это -
разработка образовательных или просветительских программ по повышению
родительской компетенции. Формирование учебных комплексов может
охватывать весь
спектр необходимых родителям знаний, начиная от рождения ребенка до
обретения
ребенком полной самостоятельности в обществе. Инициация
специализированных
курсов повышения родительской компетенции с учетом национальных и
региональных
особенностей для воспитания межнациональной и конфессионального
уважения.
Возможна организация горячих
телефонных линий помощи родителям, оказавшимся в затруднительном
положении.
Чем заканчивается компетентное
родительство? Тем, что родители
отпускают ребенка в его собственную жизнь. Отпускают легко и радостно,
ведь они
выполнили свою миссию, дальше человек живет сам, а родители
возвращаются к
своим собственным смыслам и целям. По иронии судьбы, дети в таких
семьях бывают
тесно связаны с родителями. Детям искренне интересно и приятно дома.
Только
связь эта не формальная и юридическая, а духовная. Детям искренне
интересно
приятно дома. Поэтому они возвращаются. |