Самарская семья - компетентные родители

Материал проекта

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле.
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего - люди.
Из них на первом месте - родители и педагоги.
А.С. Макаренко



I.                  Аннотация к педагогическому проекту

 

1.     Краткая аннотация к проекту

В настоящее время в нашей стране ярко проявляет себя кризис родительства, который характеризуется неготовностью многих взрослых россиян к выполнению родительских обязанностей. Эти обстоятельства приводят к таким негативным явлениям современной действительности, как падение уровня физического и психического здоровья детей, понижение их интеллектуального потенциала и духовно- нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе, социальное сиротство и т.д.

На первое место часто выходит проблема взаимодействия взрослых с собственными детьми, конфликты в семье , некомпетентность родителей в вопросах воспитания детей.

Практика и опыт работы педагогов с родителями своих воспитанников зачастую ограничивается проведением родительских собраний и привлечением к совместному проведению разовых мероприятий.

Все выше сказанное делает актуальным разработку и внедрение проекта «Самарская семья- компетентные родители», способного обеспечить:

- значимость воспитания в общественном сознании;

- укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;

- повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания.

Для компетентного родительства важны и взаимоотношения с образовательным учреждением, в которое ходит ребенок, а именно – сотрудничество, взаимодействие и доверительность. Эффективно организованное сотрудничество ОУ и семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию, но и повышение уровня компетентности родителей как условия содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.

Лозунгом проекта стали слова нашего президента «Укрепление института семьи - приоритетная задача в России».

 

II.  Содержание педагогического проекта

 

Жизнь современной самарской семьи происходит в крупном мегаполисе с ее многонациональностью и разной конфессиональностью. При этом, Самару можно назвать космическим и спортивном городом. Что бы ни происходило в городе, стране или мире, семья на все чутко реагирует изменениями либо в уровне жизни, либо в эмоциональной стабильности дееспособности. Период произошедших в обществе изменений в последние два десятилетия способствовал возникновения дефицита позитивных эмоций связей в детско- родительском общении, что привело к снижению воспитательных возможностей современной семьи. Семья- уникальный и единственный социальный институт воспитания, воспроизводящей людей как носителей социальной, культурной, этнической информации.

Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско- родительских отношений.

Семья, оказавшись сегодня в эпицентре многих кризисных процессов общества, нуждается в особом внимании со стороны различных образовательных учреждений, призванных формировать новые подходы к интеграции с семьей в воспитании детей.

Экономическое и политическое реформирование страны вызвало ряд негативных факторов, отрицательно повлиявших на воспитание подрастающего поколения как- то:

- разрушение идеологических и методологических основ ранее сложившейся системы воспитания и отсутствие новой идеологи;

- социализация молодежи идет преимущественно с ориентацией на рыночные ценности в ущерб духовно- нравственным;

- социальное расслоение общества, чрезмерная дифференциация уровня жизни различных слоев населения;

- разрушение нравственно- этических норм и традиций уклада в семейной жизни, снижение воспитательной роли в семье;

- рост социального сиротства, беспризорности и безнадзорности;

- развитие различных форм асоциального поведения детей, проявление у них агрессивности, безнадзорности, беспризорности, правонарушений, распространение наркомании и алкоголизма в детскоЙ среде;

- ухудшение состояния здоровья детей;

- негативное воздействие таких факторов как СМИ, ТВ, неформальные объединения ( пропаганда праздного образа жизни, сцены насилия, агрессии и эротики, нецензурная брань на сценах театров, эстрады и в кино), во многом определяемое отсутствием в их деятельности педагогической направленности;

- усиление значимости этнического фактора, обусловливающего опасность межнациональной напряженности;

- коммерциализация учреждений культурного и спортивного досуга детей;

- включение в процесс социализации детей без определения общезначимых ценностей общества, а, следовательно, и целей ее самореализации в социуме;

- оценивание результатов деятельности учебных заведений в основном по уровню знаний, умений и навыков без учета сформированности  гражданственности и духовно- нравственных качеств детей;

- ослабление подготовки педагогических кадров к решению воспитательных проблем;

- отсутствие интеграции в деятельности основных субьектов воспитания: семьи, учреждений образования, культуры, социальной защиты и др.;

- неиспользование в полной мере содержания учебных предметов в целях познания культуры, традиций и истории российского народа, отсутствие целостности учебно- воспитательного процесса;

- несбалансированность виртуального общения, создающего ситуацию отчуждения детей от реальной жизни.

На этом негативном фоне происходит процесс переосмысления подрастающим поколением значимости и места духовно- нравственных ценностей в системе личностных ориентаций и самореализации в социуме.

Роль родителя в современном обществе требует особых знаний, умений и навыков по компетентному сопровождению сложнейших вопросов, связанных со здоровьем, интеллектуальным и физическим развитием ребенка, его образованием.

В современных условиях, цепочка передачи базовых знаний по уходу за ребенком, от поколения к поколению, оказалась разомкнутой. Многие современные родители демонстрируют крайне низкий уровень компетентности в отношении с детьми. В некоторых вопросах современные дети разбираются гораздо лучше, чем их отцы и матери.

Роль родителя в современном мире требует особой компетенции, которую можно получить посредством самообразования или специализированной подготовки. Сделать эти процессы общедоступными возможно в результате сплоченных действий образовательного учреждения (в частности, УДО) и различных организаций (в том числе, и общественных).

Работа по этому направлению должна строиться с учетом отечественных ценностей и самобытности национальных культур народов, проживающих в Самаре, с ориентацией на формирование российской идентичности. Российская идентичность- принятие обществом общенациональных, духовно- нравственных ценностей, хранимых в традиционных российских религиях, в культурах народов России, общей исторической судьбе, формирование патриотизма и гражданственности, готовности сообща преодолевать трудности.

Еще недавно для успешного родительства было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. Сейчас нынешнему поколению родителей требуется компетентность в вопросах воспитания, т.к. современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов экономического, социального, экологического, и иного характера, прежде не имевших места, совладать с которыми в контексте семейного воспитания непросто.

Понятие «компетентное родительство» рассматривается как многомерный и многогранный феномен, обусловленный самыми разными факторами культурно- исторического, культурно- ценностного, социально- экономического, этнического, религиозного, духовного, психологического, биографического и прочего происхождения.

Компетентность родителей, таким образом, может рассматриваться с одной стороны, как способность понимать потребности ребенка и создавать условия для их разумного удовлетворения и, с другой стороны, способность сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребенка и социальной ситуацией.

Качество родительской компетентности в современной педагогической литературе рассматривается, как способность взрослого находить в любой ситуации общения точный язык контакта с ребенком, включающий все многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволяет взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком.

Семья и компетентное родительство являются фундаментальной основой полноценного детства. Им принадлежит решающая роль в определении перспектив молодого поколения. В последние десятилетия самыми передовыми их представителями реализуются ценности нового времени : атмосфера счастья, любви и взаимного доверия между детьми и родителями. Недооценка важности концепции семьи и компетентного родительства является одной из главных причин роста детской безнадзорности, беспризорности и социального сиротства.

Компетентность – это возможность не просто обладать знаниями, но скорее потенциально быть готовым рещать задачи со знанием дела. Основной признак родительской компетентности - способность обеспечить позитивное направление когнитивного, эмоционального, социального и личностного развития ребенка.

Компетентное родительство включает в себя:

- активную жизненную позицию, постоянное саморазвитие, ответственность за свою жизнь, ЗОЖ;

- бережное отношение к семье и своей роли в ней;

- осознанный подход к физическому уходу и развитию ребенка;

- активное влияние на пространство, в котором живет ребенок- экология, круг общения, информационная среда и т. д.;

- осознанный подход к обучению и воспитанию: собственный пример, выбор видов обучения и т.д.;

- общение внутри семьи, традиции, доверие, искренний интерес родителей и детей к друг другу.

Еще важный момент: цель такого родительства - не создание тепличных условий и постоянное оберегание детей от реалий жизни. А именно гармоничное развитие, когда в результате ребенок- это человек, полноценная и разносторонняя личность.

Для компетентного родительства необходимо взаимодействия разума, чувств и действий. Компетентный родитель способен находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, успешно продвигаясь по пути «любящего и знающего сердца». Когда выбор реагирования на поведение ребенка осознан матерью или отцом, такой выбор становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения. Осознанный выбор в большей мере основан на любви, понимании и терпении по отношению к ребенку, проявлении душевных сил сопереживания, справедливом участии и анализе истинных причин затруднений или проступка ребенка. Это ценнейшая способность не только осознавать собственные эмоции, ощущения, действия и поведение в целом, но и изменять их средства и мотивы ради улучшения качества контакта с ребенком. По сути, лишь осознанное  (рефлексивное) родительство содействует нравственному и эмоциональному благополучию

Составляющие компетентного родительства:

- смысловая (возможность увидеть в своей жизни новые смыслы и пересмотреть прежние);

- духовная (осознанное принятие ценности детства);

- этологическая (необходимость сохранения и культивирования эволюционных функций родительского поведение, гарантирующих безопасное и деятельное вхождение ребенка в человеческий мир).

Качество родительской компетентности:

- способность взрослого находить в любой ситуации общения совместный язык контакта с ребенком;

- осознанное (рефлексивное) родительство, которое способствует нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.

Нормативно- правовой базой должны стать разработанные и утвержденные в России на настоящий момент документы: «Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 года», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012- 2017 годы».

В качестве ключевых направлений развития воспитания в них выделены:

- поддержка семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов;

- поддержка общественных объединений;

- гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание детей;

- популяризация научных знаний среди детей;

-физическое воспитание и формирование культуры здоровья;

- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;

- экологическое воспитание.

Эта задача лежит не только на общеобразовательных учреждениях ( где может быть развита работа с родителями), но и на учреждениях дополнительного образования.

Именно последнее предполагает достаточно гибкую и приспособляемую к нуждам семьи социально- педагогическую систему. В работе школ, лицеев, и гимназий, ограниченных своими учебными программами планами данное направление не является приоритетным.

В свою очередь, учреждения дополнительного образования могут разрабатывать проекты, целиком направленные на развитие воспитательного потенциала внутри семьи. В них присутствуют как формализованный , так и неформальный компонент воспитания, интегрированные в общую систему. Система дополнительного образования детей располагает значительными возможностями для успешного решения формирования компетентного родительства, выстраивая модели взаимодействия с образовательными учреждениями и другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации.

1.     1.  Общая цель и задачи проектной деятельности

Цель проекта: комплексное обеспечение разносторонней поддержки социокультурного и воспитательного  потенциала самарской семьи; актуализация в общественном сознании потребности в сознании самоценности периода детства как базиса всей последующей жизни человека.

Задачи проекта:

- повышение личностной и социальной компетентности родителей для оказания помощи в дальнейшем воспитании и обучении ребенка, гармоничного развития его личности;   

- формирование активной педагогической позиции родителей, привлечение их к активному включению в деятельность;

- обучение родителей эффективным методам семейных взаимоотношений, способствующих воспитанию физически, психологически и нравственно здоровых детей;

- ознакомление с осовными направлениями формирования здорового образа жизни, мотивация на ЗОЖ;

- внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями в практику образовательных учреждений;

- повышение потенциала взаимного доверия в системе отношений «СЕМЬЯ- УДО»;

- налаживание диалогических и партнерских отношений с семьями воспитанников, создание атмосферы общности интересов на основе коммуникативной культуры общения;

- помощь родителям в осознании собственного воспитательного опыта, его границ и возможностей.

Реализация поставленных задач станет возможной при соблюдении следующих условий:

- нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско- родительских отношений, а не дублирование образовательных функций УДО;

- сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей;

- практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребенком невербального, вербального, игрового и др.)

- учет в содержании общения с родителями разнородного характера потребностей и интересов практики семейного воспитания.

 

Календарный план реализации проектной инициативы (поэтапный)

Наименование этапов, мероприятий

Сроки

Ожидаемые итоги

1.

ПРЕДПРОЕКТНЫЙ ЭТАП

Мониторинг проблем современного родительства

- изучение уровня родительской компетентности

Подготовка ресурсной базы, необходимой в процессе реализации проекта

Налаживание взаимодействия и сотрудничества

сентябрь-октябрь

2017

- Разработка диагностического инструментарии

- Разработка программ модулей и учебно- методических комплектов формирования компетентного родительства

- Подбор традиционных и инновационных технологий

2.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА (практический этап)

Практическая деятельность:

-обучение по программам подготовки к компетентному родительству

Дистанционное сопровождение проекта МОДУЛЬ для педагогов «Родительский ориентир»

МОДУЛЬ «Родительский конструктор для мам»

МОДУЛЬ « Родительский конструктор для пап»

МОДУЛЬ для бабушек и дедушек « Я знаю пароль»

ноябрь

2017 –

июнь 2018

 

- Создание электронного ресурса по проекту.

- Консультационно- информационная поддержка родителей по вопросам формирования родительства

- Организация и проведение конференции, семинара и т.д.

Разработка диагностического инструментария для родителей по выявлению уровня воспитанности детей по разным направлениям

3.

ПОСЛЕПРОЕКТНЫЙ ЭТАП

Обобщение опыта реализации проекта

сентябрь 2018

Пункт обмена мнениями «Виртуальная линия связи» для организаторов и участников проекта на Web- странице

Методические рекомендации для педагогических работников по формированию компетентного родительства

Комплект методических материалов для родителей.

 

 

2.     Предполагаемые партнеры

       —   МБОУ СОШ №45,48,49

       —   МБОУ СКОШ №17

       —   НОУ ВП « Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ»

       —   МКУ г.о. Самара «Центр социальной помощи семье и детям Промышленного района»

       —   ГИБДД

       —   МЧС

3.     Масштаб и география реализации проекта

Реализация проекта будет осуществляться в МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара.

Участниками проекта станут родители воспитанников ЦДОД, школьников и педагогические работники ОУ.

4.     Методические продукты для трансляции по итогам реализации проекта.

В рамках обобщения итогов сформирован пакет документов, сопровождающий поэтапную реализацию проекта, позволяющий транслировать необходимую информацию в разнообразных формах ( конференция, семинар, практикум, круглый стол и т.д.) как для педагогических работников, так и для родителей.

5.     Предполагаемый Интернет- ресурс

В ходе реализации проекта будет разработана  Web- страница для размещения на сайте МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара. (www.samara-iskra.ru). В процессе разработки и реализации проекта планируется использование компьютерных информационных технологий.

 

III. Результаты педагогического проекта и их оценка

 

Предполагаемые результаты:

- Повышение чувства ответственности самарских родителей за благополучное полноценное развитие и воспитание своих детей.

- Гармонизация детско- родительских отношений.

- Понижение риска реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия.

- Обновление информационно- справочной службы родителей.

- повышение профессиональной компетентности педагогических кадров в общении с родителями.

Предполагается применение следующих форм работы с родителями:

- «круглый стол», дискуссионная встреча;

- родительская конференция;

- консультация;

- форум вопросов и ответов;

-  педагогическая «гостиная»;

- познавательно- игровая викторина;

- семейный вечер;

- визуальные средства общения ( тематические выставки, почтовый ящик для вопросов и ответов и пр.);

- телефон доверия;

- день открытых дверей;

- семейные маршруты выходного дня;

- консультативные пункты.

        А также использование активных методов (методы активизации и развития педагогической рефлексии):

- анкетирование, тестирование, интервьюирование;

- дискуссионные вопросы;

- апелляция к авторитетному мнению из литературных источников;

- открытые просмотры детской деятельности;

- анализ результатов детского творчества;

- просмотр видеоматериалов и пр.

        Это будет способствовать не только повышению педагогической эрудиции, но и стимулировать родителей к самопознанию и самопроявлению.

         Не останутся без внимания методы, развивающие различные свойства родительской рефлексии:

- анализ педагогической ситуации;

- решение проблемных педагогических задач;

- управляемое игровое взаимодействие родителей и детей;

- игровое моделирование способов родительского поведения;

- анализ мотивов детского поведения;

- анализ примеров из личной практики семейного воспитания.

        Опыт реализации проекта будет распространен в виде методических рекомендаций для педагогических работников и комплекта методических материалов для родителей.

        Материалы проекта будут размещены на сайте ЦДОД «Искра», на сайтах педагогических сообществ.

         После завершения проекта ЦДОД  станет консультативной площадкой по формированию компетентного родительства.

          Для использования в своей воспитательной работе педагогическим работникам будет предложен вариант программы по формированию компетентного родительства.

           Интересным может стать создание органа родительского самоуправления для решения бытовых и организационных вопросов в жизни детей микрорайона, района, муниципалитета. Примером могут служить муниципальные и/или жилищные самоуправления. В  работе этих родительских самоуправлений должны принимать участие местные администрации и представители местных образовательных учреждений.

             Еще один из вариантов это - разработка образовательных или просветительских программ по повышению родительской компетенции. Формирование учебных комплексов может охватывать весь спектр необходимых родителям знаний, начиная от рождения ребенка до обретения ребенком полной самостоятельности в обществе. Инициация специализированных курсов повышения родительской компетенции с учетом национальных и региональных особенностей для воспитания межнациональной и конфессионального уважения.

             Возможна организация горячих телефонных линий помощи родителям, оказавшимся в затруднительном положении.

             Чем заканчивается  компетентное родительство? Тем, что родители отпускают ребенка в его собственную жизнь. Отпускают легко и радостно, ведь они выполнили свою миссию, дальше человек живет сам, а родители возвращаются к своим собственным смыслам и целям. По иронии судьбы, дети в таких семьях бывают тесно связаны с родителями. Детям искренне интересно и приятно дома. Только связь эта не формальная и юридическая, а духовная. Детям искренне интересно приятно дома. Поэтому они возвращаются.