Блокнот Директора

Итак, ребенок вернулся со школы и предоставлен сам себе. Что ему делать, чем ему заняться, пока родители на работе? Он знает: это компьютер, компьютерные игры. Что же получается? Полдня ребенок находился в школе, получал большой объем информации, вникал в темы, был в постоянном напряжении, и вот он дома, и снова поток информации из электронного ящика? А ведь ему еще предстоит выполнять домашнее задание, которое непосредственно потребует использование компьютера, выуживая из интернета необходимые данные, которые еще надо напечатать, аккуратно оформить и предоставить учителю… А он (ребенок) и не задумывается об этом, для него такой стиль жизни – это обыденность. Он не задумывается о своем здоровье – об этом рано думать, он юн, полон сил и энергии, несмотря на то, что уже носит очки или контактные линзы. Что же делать? Попытаться сломать это каждодневное однообразие компьютерной заразы? Нет, компьютер, а тем более интернет – это хорошая помощь в нашей современной жизни, но только все это превратило нас в зомби с протянутыми руками к клавиатуре и вытаращенными глазами в экран монитора. А сейчас еще проще, наш компьютер всегда с нами: это любимый телефон, который не выпускаем из рук. Мы сами виноваты в этом, не умеем себя остановить и отбросить на время всю эту технику, и использовать гаджеты только по назначению и по необходимости. А наши дети берут пример с кого? В первую очередь, с родителей. Срочно надо «переделываться», хотя бы для наших детей. Помочь им увидеть жизнь насколько она прекрасна без электронных «штучек».
Дополнительное образование именно этим и занимается, чтобы дать детям правильно отдохнуть, проявить себя творчески, да и просто быть ребенком! По месту жительства работают подростковые клубы, которые предлагают массу интересных дел: научиться играть в шахматы и шашки, сконструировать своего робота, создать художественное полотно, подстать Сальвадору Дали, запустить в небо планер, собранный своими руками, да и еще много всего интересного и увлекательного в таких клубах, да еще и бесплатно. В таких клубах работают люди, которые бескорыстно передают свои умения и навыки ребятам. Но существует проблема: дети не идут в такие клубы. Увы, им интереснее посидеть в интернете или сразиться с чудищами в компьютерной игре. Как научить ребенка подростка правильно относиться к себе, любить себя и беречь свое здоровье? Прежде всего, ребенок сам должен это понять, а родители и взрослые главные помощники в этом деле. Давайте вспомним какими мы были детьми: как и во что играли, какие у нас были увлечения, и ведь процентов восемьдесят посещало именно такие подростковые клубы по месту жительства. Польза таких клубов бесценна! Здесь дети будут заняты, увлечены, они будут общаться, творить, и главное, будут отдыхать от напряженного дня, потока информации. Здесь ребенок почувствует себя РЕБЕНКОМ! Давайте все вместе поможем нашим детям прожить настоящее детство, чтобы им было что вспоминать и рассказывать своим детям.


Добро пожаловать в Дом, где любознательных, талантливых детей и подростков всегда ждут умные, добрые и увлеченные взрослые. У Дома есть имя – Центр дополнительного образования детей «Искра». В 2018 году Центр отмечает четверть века. А это значит, что бывшие воспитанники уже приводят сюда своих детей. И я, как директор этого Центра, ответственна за то, чтобы в этом Доме всегда звучал звонкий детский смех, было тепло, уютно и безопасно.
За 25 лет каждый директор Центра внёс свой достойный вклад в его развитие. И самое главное наследство, которое передавалось следующему руководителю – это коллектив увлеченных и трудолюбивых людей.
Принимая на себя ответственность за руководство коллективом, я поставила перед собой задачу увидеть и раскрыть способности, в первую очередь, конкретного человека, потенциал небольших групп, и всего коллектива в целом.
Общепринятым считается в своей работе придерживаться должностных инструкций. Но для меня немаловажно в общении с детьми и родителями всегда оставаться Человеком. Для этого Кодекс педагогической этики регулирует взаимоотношения участников образовательного процесса.
За время работы удалось создать команду профессионалов. Среди них: представители педагогического коллектива и технического персонала, ветераны Центра и молодые педагоги.
Директору необходимо быть стратегом, чтобы видеть перспективы развития своего учреждения и быть инновационным менеджером, чтобы сформировать социокультурную среду, опираясь на миссию Центра и реально оценивая ресурсы.
Материально-техническая база позволяет организовать процесс на современном уровне. Аудитории отремонтированы и оснащены специальным оборудованием, компьютерной техникой, интерактивными досками.
В рамках методического обеспечения у нас сформирована научно-методическая служба, проведена информатизация образовательной системы. Это позволяет участвовать в Интернет-конференциях, вебинарах.
В целом, ресурсное обеспечение Центра находится не только в оптимальном режиме, но и имеет тенденции к развитию и позволяет определять приоритетные направления, такие, как: духовно-нравственное, трудовое, патриотическое воспитание детей и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Ребенок может прекрасно научиться играть в шахматы, танцевать, писать замечательные стихи, но без нравственных ориентиров, без уважения к труду, без знания истории своей Родины, без ведения здорового образа жизни он не станет достойным гражданином своей страны.
Для развития Центра мы построили модель образовательной системы «СОтворчество», в которой команда моих единомышленников рассматривается в СОЮЗЕ с ребятами, их родителями и нашими партнерами.
Проблемы эффективности управления образовательным учреждением неотделимы от общих проблем, стоящих как перед государством, так и перед каждым из нас. Выстраивая работу Центра, мы не имеем права обходить их стороной.
Я затрону несколько проблем, решение которых стало для моей команды приоритетным.
Отрадно, что Президент четко определяет актуальные проблемы современности. Одна из них – это экология. В Центре успешно запущен городской проект «Экошкола», направленный на формирование экологического сознания у детей.
События, происходящие в нашей стране, находят отражение в жизни Центра. Три года назад в Россию вернулся полуостров Крым. И мы посчитали своим долгом пригласить школьников г. Севастополя поучаствовать в Интернет-конференции «Наука. Творчество. Интеллект», которую проводит наш Центр. А в этом году конференция стала Международной. В ней приняли участие ребята из Республики Беларусь и Приднестровской Молдавской Республики.
Недавно мы открыли музей российско-болгарской дружбы.
Для воспитанников хореографической школы «Пластилин» ежегодно летом наступают «Крымские каникулы» (дети не только отдыхают на море, но и знакомятся с достопримечательностями и историей Крыма, соревнуются в танцевальном мастерстве с крымскими друзьями).
Во все времена уделялось особое внимание воспитанию у детей чувства милосердия, доброты к людям, которые находятся в трудных условиях, нуждаются в нашей заботе и внимании. Мне посчастливилось вместе с командой выстроить работу по этому важному направлению. Это и реализация проекта «Тимуровский навигатор», и участие в благотворительных акциях вместе с московской ассоциацией «Белый цветок», и концерты в госпитале для ветеранов ВОВ и локальных войн.
В прошлом году мы создали учебно-спортивный центр «Автогородок» в целях формирования законопослушного поведения на дорогах и предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма. И уже в этом году на базе Автогородка в рамках реализации стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года запущен еще один городской проект «Дорога - Человек – Автомобиль». Сейчас ведется работа по созданию музея ГИБДД.
Актуальной задачей, которую мы обязаны решать, является обеспечение условий, направленных на здоровьесбережение и безопасность детей.
Для противодействия экстремизму и терроризму для ребят разработана памятка «Знай! Помни! Выполняй!».
Расширяется сетевое взаимодействие с государственными структурами и органами власти, учреждениями культуры и спорта, общественными организациями, которое позволяет нам быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг.
Каких бы наград и званий не удостоен был директор, главными достижениями становятся победы наших ребят - первый рисунок, первый спортивный рекорд, первый танец и первая исследовательская работа.
В новом статусе – депутата Совета депутатов внутригородского Промышленного района - я могу применять свой управленческий опыт, оказывать влияние на преобразование района. Ведь здесь живут наши воспитанники, их родители. Вместе с ними мы участвуем в открытии детских площадок, дворовых праздниках и соревнованиях для жителей.
В Самаре есть хорошая традиция – устанавливать новогоднюю Ёлку желаний, на которой вместо украшений – непростые открытки. На них дети из малообеспеченных семей и воспитанники детских домов пишут свои желания. И каждый депутат может взять открытку и исполнить желание ребенка. В этот момент понимаешь, что кроме наших воспитанников, которых родители приводят к нам за ручку, есть категория детей, которым подарки дарят чужие дяди и тети. Мы рассказали о них нашим ребятам и теперь они проводят акцию «Подарок другу» (делают поделки и готовят спектакли для детей из детских домов, маленьких пациентов больниц).
На протяжении десятка лет в Центре ведется экспериментальная работа. Результатом работы одной из экспериментальных площадок стало:
• выявление высокого уровня конкурентоспособности ЦДОД в районе;
• разработка понятия конкурентоспособности, которая характеризуется количественными показателями;
• создание модели механизма по повышению конкурентоспособности Центра на рынке образовательных услуг.
Материалы экспериментов стали достоянием Всероссийских и Международных форумов.
В перспективе работа Центра «Искра» будет направлена на решение тех задач, которые обозначены для развития системы образования города. Я уверена, что у моей команды единомышленников есть для этого достаточный потенциал.
Директор закладывает основные ценностные ориентиры, на которых базируется вся деятельность Центра. Пусть они станут маяками в жизни наших детей.